На пути модернизации. Как развивается образование в Воронежской области

21 декабря 2020, 12:40 Просмотры11800
На пути модернизации. Как развивается образование в Воронежской области

Что делается для того, чтобы сфера образования никогда не стояла на месте, читайте в нашем материале.

ФГОС против VUCA- мира

Уже больше десятилетия назад в нашу жизнь вошли такие слова, как ЕГЭ и ФГОС. С ЕГЭ мы познакомились быстрее, а что означает термин ФГОС, для многих остается загадкой.

На самом деле утверждение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начальной школы, среднего звена и старшей школы и отдельный стандарт для ребят с ограниченными возможностями здоровья – это важнейшие элементы гарантий качества образования всем нашим детям. Именно в этих объемных документах содержатся перечисления тех умений, которыми должны будут владеть наши выпускники, а значит, того, чему должны учить ребят в каждой школе. И эти качества сформулированы как их знания в определенных областях науки, важные навыки, связанные со способностью работать с информацией и эффективно обучаться всю жизнь, а также характеристики развития их личности. Все результаты обучения написаны «на перспективу», как ответ надвигающемуся времени нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности (так называемому VUCA-миру), поэтому не потеряли своей актуальности за первое десятилетие жизни стандартов и не потеряют актуальности до 2030 года.

Воронежская область в числе первых регионов включилась в 2010 году в пилотные проекты по реализации ФГОС всех уровней образования, чтобы раньше других получить опыт, проанализировать успехи и риски на этом пути. Требовало ли это «перестройки» всей жизни школы – среды, управления, методик, расписания? Конечно, да. Но этот шаг был оправдан.

Предмет разговора

Получается, что ФГОС задает широкую рамку результатов наших школьников, но как действовать в этом поле, как реализовывать его требования? Сам стремительно развивающийся мир знаний и навыков, а порой – обстоятельств, например, таких, как пандемия, просто не может не диктовать развития содержания и технологий самого образования. Поэтому после появления ФГОС в жизнь образования стали входить различные документы, инициативу по разработке которых проявили ученые, преподаватели, методисты, учителя, каждый день сталкивающиеся с вопросом «Как учить?» и «Чему учить?».


Так возникли предметные концепции – документы о новых тенденциях в преподавании различных предметов. Урок обществознания в администрации села, а не в школьном классе, сингапурские технологии сотрудничества на уроках русского языка, театральный спектакль на литературе, съемка и монтаж видеофильма об истории родной улицы, робототехника и 3D-моделирование в рамках занятия технологией, видеочеллендж на дистанционном уроке физкультуры, занятия в виртуальных лабораториях по химии во время так называемой «внеурочки» – все это примеры того, что привнесли в жизнь школ Воронежской области именно предметные концепции.


 

Меняются подходы к преподаванию и тех предметов, которые вынесены на ЕГЭ (математика, русский язык, обществознание и пр.), и тех, которые всегда были в «культурном» и «профориентационном» списке – ИЗО, физическая культура, технология. Вокруг этих предметов собирается всё преподавание – и вот уже школа представляет собой большую творческую мастерскую, оздоровительный и диагностический комплекс или лабораторию и промышленный цех. Эти предметы связывают с современной жизнью академическое пространство школы, являются проводником в будущее. Не за горами форматы школы-коворкинга, школы-технопарка, школы-студии. И таких примеров – масса.

И это нескучная, живая, современная, технологичная, доброжелательная школа – разве не о такой школе для своих детей мы мечтаем? И главная – школа персонально для каждого ребенка, для развития его способностей, отвечающая на его инициативы, школа-друг. Нельзя сказать, что это уже реальность для всех школ, но воронежское образование на пути к этому.

Федерация помогает регионам

Однако без федеральной поддержки такие глобальные преобразования невозможны: нужны средства, чтобы обучить педагогов новым приемам, дать возможность обменяться опытом не только при очной встрече, но и в сети, в рамках работы виртуальных методических объединений и сообществ, необходимо передать школьным библиотекам электронные книги, по-иному организовать пространства школы для занятий и досуга.

На помощь Воронежской области с 2016 года пришла федеральная инициатива - мероприятие по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Конечно, эти средства выделяются только тем регионам, которые прошли отбор и представили концепцию своего видения, как будет развиваться школьное образование в регионе. И пройти этот отбор в 2020 году у департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области получилось уже в пятый раз! Бессменным региональным куратором всех изменений выступает Воронежский институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова – региональная стажировочная площадка программы.

«Перевернутый класс» - это не беспорядок

В рамках программы модернизации содержания и технологий обучения всегда проводятся мероприятия по презентации успешных практик. Прочитать об интересной форме или приеме занятия – это одно, а узнать, как это делает учитель, убедиться, что это обеспечивает успех ребят – на уроке, при защите проекта, на олимпиаде, конкурсе, в выборе профессии – это другое. Такие события – это живые «методички» и педагогические энциклопедии: можно и познакомиться, и углубленно изучить, а после и получить консультацию у успешного педагога, ведь все подобные мероприятия заканчиваются обменом контактами. То есть на самом деле не заканчиваются.

В этом году носителей передового, инновационного опыта определяло региональное жюри в рамках конкурса лучших образовательных практик. Интересно ли это нашим директорам, завучам и учителям? Наверное, красноречиво ответит цифра: 93 заявки было подано на конкурс. Работы пришли из региональных организаций, которые занимаются методической поддержкой педагогов, - Воронежского центра профмастерства педагогов и Воронежского государственного педагогического университета, а также из 16 муниципалитетов Воронежской области, то есть почти половина районов региона откликнулась на конкурсное предложение. Все участники приобрели позитивный опыт анализа своей работы, но 58 из них получили еще и важное для всех профессионалов своего дела признание в региональном сообществе: именно столько по итогам конкурса определено победителей и призеров!

Какие воплощенные инициативы воронежских педагогов и управленцев помогают стать нашим детям компетентными во всех направлениях современной жизни? Это и организация работы научно-технической школы ЛА-STEM от педагогов из Нововоронежа, практика организации эффективной деятельности дружины юных пожарных Бобровского района, модульное и кейсовое обучение в рамках образовательного курса ОБЖ, который ведет учитель в селе под Борисоглебском, система работы педагогического коллектива по формированию инклюзивной культуры в образовательной организации и социуме Подгоренского района, технология моделирования дистанционного урока физической культуры от преподавателей ВГПУ. И много-много еще примеров практик, за которыми стоит большая системная работа команд школ и успехи учеников.

Некоторые методические находки, представленные на конкурс, еще совсем не привычны для нашего слуха. Например, технология «перевернутого класса». При произнесении этого словосочетания приходит на ум образ кабинета, пережившего нашествие ребят после физкультуры или в лучшем случае уборку и подъем стульев на парты. На самом деле это эффективная модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала. Согласитесь, в привычном формате все наоборот. Вот поэтому класс и «перевернут».


 Для перевернутого обучения характерно использование подкастов (podcast)и водкастов (vodcast). Подкаст — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства или слушать лекции в режиме онлайн. Водкаст (vodcast от video-on-demand, то есть видео по запросу) — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами. 


Например, практику использования технологий смешанного обучения, одной из которых и является «перевернутый класс», представляла учитель химии воронежской гимназии № 9 Елена Александровна Пономарева. Она стала победителем в номинации «Реализация концепции преподавания химии». Педагог видит будущее за технологиями смешанного обучения, поскольку они провоцируют у школьников, у которых уже сформированы базовые умения учиться, развитие самостоятельности и умения планировать свою учебу, работать с информацией различных видов. И конечно, эта технология может применяться при преподавании других предметов, поэтому опыт Елены Александровны важен широкому кругу учителей. Представить свой опыт педагог сможет и в региональном сетевом сообществе «Естествознание», модератором которого является. Задача по созданию региональной цифровой платформы для работы профессиональных сетевых сообществ педагогов была решена также в рамках программы модернизации.

«В текущем году состоялся региональный конкурс лучших региональных практик. Я была приглашена в качестве члена жюри. Каждая работа проверялась несколькими членами жюри. Так, я проверяла десять работ, - рассказала член жюри, учитель истории, обществознания, экономики Борисоглебской гимназии №1 Жанна Голомазова. - Я работала с конкурсными материалами в направлении «На пути персонализации образования» - разработка и реализация основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО. Работы, присланные на конкурс были разными, было представлено много интересных практик. Это и организация научно-технической школы, и наставничество в современных условиях управления образовательной организацией, и презентация авторского учебного пособия, и предложения по внедрению формирующего оценивания, и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов и много других интересных идей. Хотелось отметить всех за стремление, за новаторство, за пробу, но мы, члены жюри, были ограничены жесткими критериями.

Хочу отметить, что образовательные организации в лице администрации, педагогических коллективов и отдельных педагогов Воронежской области не только в курсе всех (или почти всех) современных тенденций образования, пробуют внедрять новые практики как на уровне управления, так и на отдельных уроках, но и готовы предлагать свои идеи, свое видение внедрения новых направлений. Активный поиск нового, продуктивного, профессионального и отразил наш конкурс. По итогам которого состоялся онлайн – марафон, где были представлены лучшие практики для широкой аудитории. Состоялось два марафона, где представили практики победители.

Заместитель директора гимназии имени Кольцова Юлия Бунина представила на конкурс новую концепцию преподавания предмета «Технология» и в итоге одержала победу в своей номинации. «Представленная нами практика - это системная работа педагогического коллектива гимназии в сфере формирования цифровых навыков за счет интеграции в предметной области «Технология» разделов по робототехническим комплексам и технологии «Интернет вещей», - рассказала Юлия Владимировна. - Модуль Internet of things (интернет вещей) – как один из компонентов дисциплины «Технология» - направлен на изучение прикладной электроники, поэтапной разработки программного обеспечения. В программу модуля заложена работа над изобретательскими проектами, такими как «Роботы-сортировщики мусора», «Экосистема «Умный класс», «Экосистема «Теплица». В рамках работы над проектами обучающиеся выступают в роли инженеров «интернета вещей» для экосистем.

Программа предмета «Технология» построена по модульному принципу. На уроках дети изучают теоретическую часть модуля, а на курсах внеурочной деятельности полученные знания применяют на практике. Так, например, в рамках дистанционных занятий с кандидатом технических наук доцентом Преображенским учащиеся изучали подключение датчиков температуры и освещенности. На занятии дети в компьютерной программе - эмуляторе TINKERCAD - получили возможность собрать цепь по схеме. А на внеурочном занятии подключили датчики к плате Arduino UNO и написали программы сбора и обработки данных от датчиков и автоматизации управления исполняющих устройств (водяная помпа, светодиодная лента, электровентилятор) при работе над проектом «Умная теплица».

Эта работа получила высокую оценку Министерства просвещения РФ в 2020 году. Наша программа является сетевой, и это дает возможность апробировать ее совместно со школами- партнерами: СОШ 20, СОШ 48, СОШ 37, СОШ 101. Для использования программы в других образовательных учреждениях в первую очередь необходима заинтересованность педагогических коллективов.

Конечно, это потребует определенных усилий: обучения педагогов работе с применением сквозных технологий, таких как Интернет вещей и робототехника, обеспечения высокоскоростного доступа в интернет и, по возможности, приобретения минимального набора оборудования. Однако благодаря этому у школьников и педагогов формируются цифровые и коммуникативные компетенции, которые позволят им стать носителями инноваций цифровой экономики в своих образовательных организациях, а также обеспечат внедрение новых методов обучения, основанных на применении технологии Internet of things, повышение мотивации обучающихся к обучению и вовлеченности в образовательный процесс».

Надежда Якушева – учитель ИЗО в Бутурлиновской СОШ – представляла проект «Реализация учебного курса «Весь мир в игрушке» и в итоге стала одним из победителей конкурса.

«Одним из направлений концепции преподавания предметной области «Искусство» в школах является использование этнокультурных и национальных особенностей региона. Поэтому с 2019-2020 учебного года в МБОУ Бутурлиновская СОШ на уровне начального образования ведется преподавание предмета «Изобразительное искусство» через обязательную часть учебного плана и введение учебного курса «Весь мир в игрушке» в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Моя мечта сбылась! Я составила программу на основе программы Шмойлова «Народное декоративное искусство и окружающий мир». Появилась возможность на уроках ИЗО не только рисовать, но и лепить и расписывать! – рассказывает Надежда. - Введение в практику преподавания данного учебного курса позволяет строить образовательную деятельность на основе духовно-нравственной сущности искусства, а также увеличить количество учебного времени, которое отводится на практическую творческую и проектную деятельность обучающихся в соответствии с возрастными особенностями на основе системно-деятельностного подхода, что способствует повышению уровня индивидуального творческого развития учеников. Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с пластилином, а затем с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

В ходе изучения учебного курса «Весь мир в игрушке» ученики обращаются к народной культуре. В ходе таких занятий создается микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывается бережное отношение к труду и творчеству других людей.

Изучая курс, ученик развивается, становится любознательней и добрее. У ребят возникает желание больше узнать о культуре родного края. Бутурлиновская СОШ предоставляет возможность каждому ученику реализовать потребность в индивидуальном развитии по данному направлению, в дальнейшем посещая занятия внеурочной деятельности «Гончарное дело», которые проводит педагог дополнительного образования. Рабочая программа учебного курса «Весь мир в игрушке» может быть реализована другими образовательными учреждениями Бутурлиновского муниципального района и Воронежской области.

Конечно, если сравнить то время, когда я училась в школе, преподавание предмета «Искусство» сильно поменялось. Сейчас есть огромная возможность найти всю интересующуюся информацию для урока, как учителю, так и ученику. Самое главное, чтобы было желание узнавать, развиваться и радоваться новому. А чтобы заинтересовать школьников предметом, нужно самому любить этот предмет и, конечно, детей. Когда у учителя горят глаза и он эмоционально, с огромным интересом преподносит материал, будьте уверенны, отдача будет на 100 процентов! Конечно, учителю нужен огромный запас знаний и времени для подготовки к уроки и система в преподавании. Форма проведения урока постоянно должна меняться. Многое приходится придумывать для того, чтобы было интересно».

В течение непростого 2020 года ряд технологий воронежским педагогам пришлось запускать «с колес». И так же «с колес» региону пришлось организовывать поддержку необходимых изменений. Так, для поддержки освоения дистанционных образовательных технологий в марте 2020 года была запущена педагогическая инициатива #ЯУчуВрн: учителя записывали свои видеоуроки и размещали их в открытом доступе. Лучшие 86 видео размещены на YouTube-канале «Виртуальный класс» департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Библиотека превращается…

Каждый согласится, что основа обучения – это работа с информацией. А средоточием информации в традиционной школе всегда была библиотека. Согласно федеральной концепции развития школьных информационно-библиотечных центров информация сохранится, но из библиотек уйдет… тишина. В части пространства, в котором должна кипеть проектная и исследовательская деятельность школьников, должны проводиться конкурсы и викторины, ставиться мини-спектакли, а педагогами должны обсуждаться профессиональные вопросы на мастер-классах, воркшопах и встречах с родителями. Именно так выглядит будущее преобразованных в соответствии с программой по модернизации обучения школьных библиотек.

Обновленные школьные информационно-библиотечные центры объединены в региональную сеть: до 2020 года в нее вошли 26 школьных информационно-библиотечных центров и один региональный, созданный на базе Воронежского регионального центра профмастерства педагогов. В этом году к сети школьных центров присоединились еще пять: в воронежской школе №38 имени Е.А. Болховитинова, воронежском Лицее УВК им. А.П. Киселева, Митрофановской СОШ в Кантемировском районе, в Нижнедевицкой гимназии и Репьевской школе.

Для такой трансформации школьных библиотек в рамках программы по модернизации содержания и технологий обучения для школ закуплено оборудование, в первую очередь цифровое, и доступ к электронным изданиям.

Кадры решают всё

Воронежские административные команды школ и педагоги непрерывно работают над повышением своей квалификации, ведь чтобы давать знания новому поколению, нужно самим идти в ногу со временем. Так, летом директора и завучи по учебной работе из 553 школ прошли дистанционные курсы «Управление образовательной организацией в контексте модернизации содержания и технологий образования».

«Дистанционная форма проведения определена из-за мер по самоизоляции и пандемии коронавируса. Традиционно курсы внутри этой государственной программы ориентированы на вопросы предметных областей, функционирование библиотечных центров в школах и работу сетевых сообществ педагогов. Но реальность этого года переориентировала содержание курсовой подготовки на аспекты цифровизации образования, включая управленческую деятельность. Одновременно реализуемые федеральные проекты стимулируют ряд изменений в содержании управления, начиная от перехода к проектному управлению и работы с данными до самостоятельной диагностики образовательной среды. Этим вопросам и посвящена подготовка управленцев в ходе реализации программы модернизации содержания и технологий обучения», - прокомментировала куратор программы заместитель руководителя департамента образования Воронежской области Наталья Салогубова.

«Опора на опыт специалистов-практиков из разных сфер региональной системы образования - принципиальный вопрос при составлении программ обучения. Поэтому преподавателями курсов являются специалисты института развития образования, центра оценки профмастерства и квалификации, директора и завучи инновационных школ, педагоги-психологи, успешные учителя-новаторы. Все мы объединены идеей обеспечить качественное образование каждому воронежскому ученику через кооперацию ресурсов и создание муниципальных образовательных кластеров, обновление технологий преподавания и управления», - комментирует ректор ВИРО им. Н.Ф. Бунакова Александр Митрофанов.

Педагоги – а это свыше 4000 учителей начальной и основной школы – прошли повышение квалификации в Воронежском региональном центре профмастерства и Центре непрерывного совершенствования профмастерства педагогов ВГПУ. Задача этих центров – это не просто повышение квалификации.

«Педагог получает возможность спроектировать свой индивидуальный маршрут развития и совершенствоваться на протяжении всей профессиональной жизни. Скучать не придется. Мы реагируем на запросы, постоянно актуализируем содержание и формы обучения. За счет подписания партнерских соглашений мы расширяем возможности наших педагогов получить доступ к самым передовым практикам в стране», - прокомментировала директор Воронежского регионального центра профмастерства педагогов Ирина Бабкина.

В новом году систему воронежского образования ждет немало интересных проектов и программ различных уровней. Но все они направлены на главное – создания такой школы, воспоминание о которой через много лет позволит с теплым чувством повторить слова известной песни «Школьные годы чудесные…».

Фотографии предоставлены департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

Воронеж

Лента новостей