Интервью с руководителем управы Ленинского района г. Воронежа Сергеем Ситниковым
- Сергей Александрович, вы руководите Ленинским районом – одним из самых небольших, но одновременно одним из самых сложных в Воронеже. В чем лично для вас его ценность?
Прежде всего, Ленинский район для меня – это богатая история. 10 июля мы отмечали День его образования. Для справки, могу отметить, что в 1932 году были учреждены 4 района – Сталинский, Пролетарский, Центральный и Ворошиловский. Ворошиловский – это и есть наш район, так он назывался до 1961 года, а затем был переименован в Ленинский.
Но, конечно, история этого места началась гораздо раньше. Мы по праву можем гордиться тем, что именно в Ленинском районе находится Чижовка, первое упоминание о которой встречается еще в источниках 4-вековой давности. По мнению историков уже к 1593 году она размещалась за городской стеной и носила название «Казачья слобода». Что касается названия, то тут высказываются разные версии: «Чижовку» связывают и с промыслом ее жителей, отлавливавших чижей, и с деятельностью крестьян рязанского села Чижовского, которые здесь бывали еще до основания Воронежа.
- Расскажите о современном состоянии района.
Ленинский район самый маленький среди шести районов столицы Черноземья, его население насчитывает 110 тыс. человек, а занимаемая площадь составляет всего 18,7 кв. км. Я бы условно разделил его на две части: многоквартирные дома, которых насчитывается более 700 и частная застройка, к которой относятся 8 тыс. домовладений.
Свою роль в развитии района играет и специфический рельеф – большие уклоны, пересеченная местность. С этим приходится считаться при проведении работ по обустройству, планировке новых территорий. Несмотря на компактность района, именно здесь находятся знаковые для Воронежа объекты: площадь Ленина, здание регионального правительства, часть улицы Плехановская до остановки «Площадь Застава».
Что касается индустриальной составляющей, то, к сожалению, в нашем районе промышленных предприятий очень мало и чтобы перечислить их, хватит пальцев одной руки. Это - АО НПО «Электроприбор-Воронеж», завод «ВЕРОФАРМ» на улице Кольцовская, и МЭЛ Орбита, которое, географически хотя и находится в Советском районе, но «прописано» в Ленинском. Еще одно предприятие – комбинат «Сажинский».
Я употребил фразу «к сожалению» относительно числа промышленных предприятий неспроста. Их малое количество накладывает свой отпечаток на всю жизнь района, и я объясню, почему: как правило, руководители компаний подключаются к развитию территории, на которой они находятся, в рамках программ софинансирования. И это не только ремонт и благоустройство улицы, непосредственно за забором предприятия, но и дополнительные ассигнования на благоустройство района в целом. Мы такого источника финансовой поддержки, к сожалению, лишены.
На территории района находится много культурных объектов. Это и Воронежская областная универсальная научная библиотека имени И.С. Никитина, и Воронежский государственный театр оперы и балета, и специальная городская библиотека искусств им. А. С. Пушкина - уникальное учреждение, фонды которого насчитывают более 150 тыс. различных документов. Еще одна уникальная историческая достопримечательность - литературный некрополь, где захоронены поэты Алексей Кольцов и Иван Никитин.
Не могу не упомянуть и мемориальный комплекс Чижовский плацдарм - большое захоронение времен Великой Отечественной войны. Там покоятся останки более 15 тыс. защитников Родины. Практически все мероприятия, связанные и с освобождением Воронежа, и с Днем Победы, мы проводим именно в этом месте.
В Ленинском районе находится более 30 мест, связанных с Чижовской слободой и к этому историческому достоянию нужно относиться максимально бережно. К примеру, у нас давно решается вопрос о необходимости благоустройства одной самых старинных улиц Воронежа – Севастьяновского съезда. Учитывая высокую значимость этого места, и необходимость существенных финансовых вложений, я уже заручился поддержкой мэра Воронежа Вадима Кстенина. Надеюсь, скоро мы приступим реализации вопроса на практике.
Актуален и вопрос благоустройства Петровской набережной. Ожидается, что это будет весьма масштабный проект с фитнес центрами, кафе, ресторанами, местами для активного и спокойного отдыха. Району есть куда стремиться.
- Вы уже два года руководите районом.
Назовите основные достижения за это время. Наша управа является структурным подразделением городской администрации и это тоже накладывает свою специфику на нашу работу. Все планы и проекты мы согласовываем с мэрией и вполне естественно, что запросы не всегда удовлетворяются. В Воронеже 6 районов и в каждом из них свои проблемы и с дорожным покрытием, и дворами. Тем не менее, в 2020 году мы смогли отремонтировать по отдельной программе 15 дворов, привели в порядок достаточно много тротуаров. В первую очередь все-таки речь идет о центральных улицах, так как они являются визитной карточкой района. От этого никуда не уйти.
В текущем году приведем в порядок еще 5 дворов. Работы там практически завершены. Мэр Воронежа Вадим Кстенин лично инспектировал благоустройство и проявил немалое внимание к реализации этого проекта.
Дело в том, что в текущем году заканчивается часть программы, в рамках которой ремонт и благоустройство выполняются за счет муниципальных средств. С 2022 года эти работы будут производить лишь на условиях 20%-го софинансирования со стороны граждан. И потому Вадим Кстенин дал указание подготовить письмо, в котором обращается в вышестоящие инстанции с просьбой немного пролонгировать программу.
Не секрет, что в связи с коронавирусом доходы граждан существенно упали и в случае положительного решения вопроса это поможет воронежцам существенно сэкономить средства.
В свою очередь я обратился к мэру с просьбой инициировать распространение программы на все дворы района. Потому что если мы согласно объему финансирования, к примеру, приведем в порядок 70% дворовых территорий, а остальные проигнорируем, то это, конечно, несправедливо.
Продолжая тему благоустройства хочу отметить, что в текущем году мы приводим в порядок 19 тротуаров, общей площадью более 22 тыс. м. кв. Работы ведутся улицах Плехановская и Кольцовская. Там, помимо укладки новой тротуарной плитки, в ближайшее время появятся новые газоны, будет красиво. Есть, правда, у нас отставание от намеченных сроков, но причины тут объективные. К примеру, в прошлом году нас подвел коронавирус и связанное с ним закрытие границ. Ведь такого рода работы у нас в основном выполняют люди из ближнего зарубежья, которые приехать к нам не смогли. В этом году ситуация чуть попроще, но рабочих рук все равно не хватает, да и квалификация оставляет желать лучшего.
- Если уж мы коснулись темы озеленения, давайте остановимся на ней подробнее.
Я уже начал рассказывать о новых газонах, которые вскоре появятся в районе, но есть и другая сторона медали – парковка на газонах. Боремся с этим, как можем. Работаем и с ТОСами, и с управляющими компаниями, и со старшими домов. Я понимаю, что парковок не хватает, но, увы, зачастую не хватает и воспитания.
Газоны кое-где огораживаем, хотя я и не сторонник такой меры. На мой взгляд, это не очень красиво, когда все огорожено. Но иногда это просто необходимо по технике безопасности – перекрестки, пешеходные переходы, школы, детские садики. Поэтому в таких местах ограждение, конечно, оставляем.
Кроме того, учитывая плотность застройки и небольшую территорию Ленинского района в целом, мы испытываем острую нехватку в парках и скверах. У нас их мало. Это – парк Дурова, Комсомольский сквер, сквер Студенческих отрядов.
В текущем году планируем реконструировать сквер Куцыгина. Ждем обустройства общественной территории по улице Кропоткина, за которую в свое время голосовали жители во время всероссийской акции по благоустройству общественных пространств. Учитывая нужды жителей мегаполиса, планируем оставить там около 80 мест для парковки, но пространство для прогулок и отдыха в этом месте тоже появится.
В этом году управлением дорожного хозяйства будут благоустроены улицы Острогожская и Краснознаменная. Надеюсь, что скоро придет очередь и улицы Матросова.
Еще одной особенностью Ленинского района является большой процент сектора индивидуальной жилой застройки. А рельеф местности здесь местами сравним с горным. Резкие перепады высот, спуски-подъемы. Все это откладывает отпечаток на состояние дорог, быстрое разрушение покрытия и сложность его ремонта. Учитывая эти факторы, мы решили выйти с инициативой к руководству города о необходимости принятия специальной муниципальной программы ремонта именно таких транспортных артерий, что в свою очередь позволит создать настоящие комфортные условия жизни в частном секторе.
- Неотъемлемой частью жизни любого района является проблема вывоза мусора. В Ленинском районе вопрос осложняется наличием на ограниченной территории новостроек и частного сектора. Конфликт интересов налицо. Как вы его решаете?
Вы верно уловили суть проблемы. Проблема мусора существует действительно на стыке многоквартирных домов и частного сектора. В чем заключается его сложность? А в том, что на территории многоквартирных домов устанавливают контейнеры для мусора. Их количество определяется числом квартир и проживающих в них жильцов. Далее управляющая компания либо ТСЖ заключают договор с оператором и мусор вывозят.
Но когда к таким домам примыкает частный сектор, то люди стараются перейти через дорогу и выбросить мусор в чужие контейнеры. В итоге, площадки переполняются, жильцы нервничают, а оператор, в ответ на претензии, отвечает, что вывозит в соответствии с плановыми объемами. И упрекнуть его не в чем.
Но мне хотелось бы подчеркнуть, что, как и с вышеупомянутой парковкой на газонах, многое зависит от воспитания человека. Ярким примером может служить ситуация с контейнерами на улице Острогожская. Мусорная площадка там была давно, еще со времен существования трамвайных путей. Затем перед кольцом поставили остановку. А согласно нормативам около остановки мусорной площадки быть не должно.
В итоге ее перенесли дальше по улице на 150-200 метров. Ближе – тоже нельзя, так как там идут линии электропередач. Но для жителей ничего не поменялось – как выходят из переулка, так и бросают мешки с отходами прямо на обочину по пути на остановку. Неприятно? Еще как! Причем, всем. И сами жителям, у которых по улице мусор валяется, и проезжающим автомобилистам, у которых все это периодически оказывается под колесами.
До контейнеров нести далеко, согласен. Но когда мы выбираем место жительства – регион, район города, квартиру – мы ведь смотрим и на имеющуюся инфраструктуру. Понятно, что если у кого-то мало денег, то он купит любое жилье, но раз уж вы проживаете здесь, и понимаете, что поставить площадку нельзя, то будьте добры, исполнять требования закона. Поэтому получается, что с одной стороны мы за раздельный сбор мусора боремся, а с другой стороны - кое-где на местах живем вообще в прошлом веке.
Вопрос вывоза мусора – сложный. Мы его поднимали в том числе и через депутатов. Потому что относится он к категории нерешаемых с учетом наших полномочий, как районной администрации, и выделяемых объемов финансирования. И тут решение лежит, скорее в плоскости национальных проектов, таких как «Комфортная городская среда».
Так что в нашей ситуации лучшим выходов пока является поведерный вынос мусора. Кроме того ставить контейнерные площадки на той же Чижовке просто негде – настолько плотная там застройка и большие перепады высот, куда техника вообще не заедет.
Конечно, мы рассматривали и опыт других городов, пытаясь перенести его на наши реалии. К примеру, в Краснодарском крае, где рельеф не такой сложный, власти организовали обустройство небольших площадок, поставили пластиковые контейнеры и определили с оператором график вывоза мусора. У нас так можно было бы сделать, к примеру, на улицах Матросова или Ворошилова.
В Краснодаре, о котором идет речь, оператор закупил контейнеры за свои средства и по договоренности с жителями затем включал расходы на их приобретение в квитанции по вывозу мусора. Сумма получилась небольшая, но и сами контейнеры служат недолго – от силы 2-3 года. А тратиться часто граждане не хотят. От этой идеи мы не отказались. Она сейчас в стадии проработки.
- Наше интервью хотелось бы все же закончить на позитивной ноте. Расскажите, может быть есть в Ленинском районе какие-то объекты, которые особенно дороги вашему сердцу?
Ну, про исторические объекты я уже говорил, но раз уж мы затронули «сердечную» тему, то не могу не отметить одну добрую традицию. Есть в Ленинском районе место, которое мы называем сердцем района. Это – дом, расположенный на улице Кольцовская 76. Он своими очертаниями напоминает сердце. Честно скажу, я не замечал этого, пока четыре года назад местные жители не обратили на это внимание наших служб благоустройства. Они же и попросили растущий рядом кустарник подстричь в форме сердца, что и было сделано.
В дальнейшем со стороны улицы Плехановская мы планируем высадить еще несколько таких кустарников и сформируем их в виде сердца, чтобы в Ленинском районе появилась целая аллея сердец. Ведь как бы там ни было, тому, что любишь, ты и отдаешь свое сердце. А в моем случае это - именно так.
Текст: Анна Виноградова
Фото: Из личного архива Сергея Ситникова